Исследование: россияне стали больше тратить на питомцев

В 2023 году индустрия ухода за домашними животными стала самой динамичной с точки зрения разнообразия в российском ритейле: ассортиментный ряд товаров для питомцев расширился сразу на 8,8%, опередив продукты питания, табак и алкоголь. Такие данные приводятся в исследовании NielsenIQ «Тренды зоорынка 2024».

Одной из причин расширения ассортимента стал активный запуск новинок и усиление локальных брендов, что особенно заметно в категориях кормов для питомцев. Исследование проводилось с мая 2023 года по апрель 2024-го в категориях кормов для кошек и для собак. Были проанализированы данные по более чем 180 розничным сетям по всей России.

Доля локальных производств кормов для животных растет. За последние пару лет в России появилось несколько крупных заводов по производству кормов. В докладе о социально-экономическом положении России с января по апрель 2024 года Росстат зафиксировал, что изготовление кормов в стране увеличилось. Так, объем производства кормов для кошек и собак в России в апреле достиг 127 000 тонн. По сравнению с мартом 2024-го рост составил 2,1%, а относительно апреля 2023 года – 8,4%. Общий объем производства кормов в РФ в 2023 году составил 1,4 млн тонн (плюс 1,4%).

По мнению экспертов, если производство кормов в России останется на уровне рекордных апрельских показателей, то с учетом запуска новых заводов в 2024 году объемы отечественного производства кормов могут вырасти на 4% по сравнению с 2023 годом. Сдерживающим фактором остается проблема нехватки качественного сырья, из-за чего производителям трудно поддерживать стабильное качество готового продукта. Но если с кормами премиум-сегмента российские заводы справляются, то более сложные корма holistic (с высоким содержанием животного белка) и компоненты для ветеринарных диет требуют технологий, специалистов и ингредиентов, которых в России раньше не было, так как все эти корма импортировались.

Деликатесы и лакомства для домашних животных за год стали самой быстрорастущей категорией в индустрии товаров для питомцев на омниканальном рынке FMCG, их продажи в натуральном выражении показали рост почти на 20%. Показатели других категорий скромнее. Темпы роста наполнителей составляют 5%, кормов для кошек – 7,7%, кормов для собак – 10%. По данным популярной сети зоомагазинов, за январь-май 2024-го продажи лакомств для животных выросли на 28,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

«Общее количество домашних собак и кошек в нашей стране за последние три года выросло на 11% и составило 74,8 млн, – цитирует Forbes эксперта Центра изучения питания и благополучия животных, вице-президента Ассоциации производителей кормов Марианну Онуфриенко, которая, в свою очередь, ссылается на данные Всероссийской переписи домашних животных. – При этом в городах-миллионниках темпы роста количества питомцев даже выше, они составили около 20%. Россия занимает третье место в мире по числу кошек (49,2 млн) и четвертое – по количеству собак (25,5 млн). Питомец есть в 56% российских семей. При этом большинство владельцев (87%) считает своих собаку или кошку не просто животным, а членом семьи, другом или даже практически ребенком».

Цены на всю категорию «Товары для животных», по данным исследования, за прошедшие 12 месяцев выросли в офлайне на 6,9%, а в онлайне снизились на 4,3%. Больше всего подорожали корма для собак и кошек в офлайне: плюс 7,8% и 5,2%. А лакомства, напротив, подешевели, причем как в онлайне (на 6%), так и в офлайне (на 3,2%). Средний чек покупки товаров для животных офлайн составил 1 694 рубля, онлайн – почти в два раза выше, 2 682 рубля.

«С ростом объемов производства отечественных кормов для домашних животных, расширением их ассортимента большую роль приобретают вопросы качества упаковки, фасовки и хранения, – говорит директор Фонда охраны качества продуктов питания и упаковки «Закон и здоровье» Григорий Балагуров. – Увеличение показателей в этом сегменте рынка ухода за питомцами должно поддерживаться соответствующим уровнем производства качественной упаковки. В очередной раз обращаем внимание на проблему отсутствия механизмов контроля за качеством рационов питания для животных на интернет-площадках. Статистика показывает, что владельцы по-прежнему выбирают онлайн-способ покупки товаров для животных, включая корма для животных. При этом у покупателей нет никакой возможности заранее убедиться в качестве и безопасности приобретаемого продукта».